14.03.18 Минздрав унифицирует систему закупки лекарств

Министерство здравоохранения разрабатывает системные меры по унификации закупок лекарственных средств в субъектах Российской Федерации. Это делается для того, чтобы обеспечить равный доступ пациентов всех регионов к медицинским препаратам. О том, как будет функционировать эта система,  рассказала руководитель Департамента лекарственного обеспечения и регулирования обращения медицинских изделий Елена Максимкина.

В эксклюзивном интервью газете «Фармацевтический вестник» Елена Анатольевна сообщила, что сейчас пациенты из разных уголков страны имеют равные права на получение того или иного лекарства. Однако зачастую цена на один и тот же препарат в разных субъектах складывается разная, поэтому его доступность в разных регионах не одинакова. Чтобы исправить ситуацию, Минздрав разрабатывает ряд системных мер для унификации процедуры закупок.

В частности, в прошлом году вышло постановление правительства № 1380 от 15.11.2017 г. «Об особенностях описания лекарственных препаратов, являющихся предметом закупки для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Для того, чтобы у госзаказчиков не возникало вопросов по применению документа, 14 февраля 2018 г. Минздрав опубликовал разъяснения. Такие полномочия ведомства предусмотрены п. 2 постановления № 1380.

Однако у экспертов возникли вопросы к этим разъяснениям. А именно по закупке комбинированных лекарств. В разъяснениях говорится, что госзаказчик может не указывать в конкурсной документации о возможности поставки однокомпонентных препаратов, если речь идет о лекарствах с путем введения в дыхательные пути посредством аэрозолей или спреев. Юристы опасаются, что это может противоречить особенностям описания лекарственных препаратов.

«Указание о возможности поставки однокомпонентных лекарств должно быть, если лекарственную форму можно разделить и сохранить при этом терапевтический эффект, - пояснила в связи с этим Елена Максимкина. - Но если этого нельзя делать, как в примере с аэрозолями, то заказчик указывает комбинированный препарат и лекарственную форму. В этом случаев никаких вопросов по госзакупкам не возникнет».

Кроме того, она отметила, что сейчас для делимых лекарственных форм предусмотрен принцип двукратности, однако в последующем надо работать с поставщиками комбинированных препаратов в плане снижения цены. Такие препараты повышают удобство для пациентов, а значит, обеспечивают приверженность лечению.

Еще один неясный момент в разъяснениях, по мнению экспертов, касается начальной максимальной цены контракта (НМЦК) при совместных торгах. Минздрав говорит, что для расчета средневзвешенной цены берутся уже совершенные закупки всех участников торгов, а в Порядке определения НМЦК, утвержденном приказом Минздрава № 871н от 26.10.2017 г., речь идет об учете госзакупок, которые совершил сам заказчик. «Никакого противоречия тут нет, – говорит представитель министерства. – Сначала участники рассчитывают каждый свою средневзвешенную цену, а потом в рамках согласительной процедуры устанавливается общая НМЦК».

Наконец, никаких сомнений у заказчиков не должно быть по поводу закупки лекарств в шприц-ручках, предзаполненных шприцах и так далее. В рамках закупки могут быть предложены другие средства введения, но они обязательно должны соответствовать объему вводимого лекарства в шприц-ручке. То есть, если речь идет об одном миллилитре, то и шприц должен быть на один миллилитр, а никак не на пять, как в случае с обычным шприцом. И конечно, говорят в Минздраве, у заказчика всегда есть право купить определенную форму введения, но к документации необходимо приложить соответствующее обоснование.

Что же касается эквивалентности лекарственных форм, то для начала даны терминологические разъяснения в соответствии с классификацией лекарственных форм, чтобы исключить возможные манипуляции. Дополнительно министерством при участии экспертной организации эквивалентность лекарственных форм определяется в рамках установления взаимозаменяемости в соответствии с положениями ст. 27.3 Федерального закона «Об обращении лекарственных средств».

Понятно, что эта тема имеет прямое отношение к РООИ «Здоровье человека», поскольку наша организация занимается проведением научных исследований в области фармакотерапии социально значимых заболеваний.  Кроме того, РООИ «Здоровье человека» участвует в организации клинических исследований лекарственных препаратов. «Для этого у нас создано специальное подразделение – «Институт инновационного развития и экспертизы в здравоохранении», - рассказывает исполнительный директор Любовь Эйгель. – В нём трудятся ведущие ученые, работающие в практической медицине. С 1997 года наша организация принимает участие в клинических исследованиях лекарственных средств, обеспечивает организационно-техническую поддержку таких исследований, проводимых крупными фармацевтическими компаниями. Кроме того, врачи высшей квалификации готовят по актуальным вопросам медицины аналитические обзоры, проводят фармако-экономические исследования применения лекарственных препаратов в лечении различных заболеваний, дают наблюдательные и ретроспективные заключения при фармакотерапии социально значимых болезней».

Добавим также, что с 2012 года РООИ «Здоровье человека» издаёт научно-практический журнал «Вопросы обеспечения лекарственных средств», входящий в Перечень рецензируемых изданий ВАК Минобрнауки РФ.

 

1
1
2
2

 
 

Опрос фармацевтических работников

В данном разделе провизоры и фармацевты участвуют в Конкурсе. Доступ без наличия фармобразования закрыт.



Каждый пользователь после регистрации и заполнения данных проходит верификацию. Доступ к публикациям и анкетированию получают только пользователи, которые прошли верификацию и подтвердили, что являются профессионалами фармацевтической индустрии.