Mетодические пособие часть 2

Может быть, ты захочешь нарисовать водопад, используя свои любимые цвета. Повесь картину у кровати и часто смотри на нее.
Занимаясь или просто разговаривая с ребенком, постарайтесь понять, что именно и как, ощущает в этот момент Ваш ребенок. Только прочувствовав, пропустив через себя его состояние, Вы сможете правильно смоделировать свое поведение по отношению к нему. Например, многие аспекты госпитализации и, в особенности, операции, могут вызвать у ребенка в лучшем случае волнение, в худшем - ужас. Нахождение в незнакомой обстановке, то, что незнакомые люди осматривают и касаются его, анализ крови, рентген, уколы, отсутствие родителей, въезд в операционную, маска, которую накладывают на лицо и пребывание в послеоперационной палате с раной или болью...
Ребенок ощущает себя бессильным, покинутым, оскорбленным, он боится умереть. Некоторые дети думают, что их отправили в больницу из-за плохого поведения. Дошкольники (до 5 лет) волнуются в основном из-за разлуки с родителями. Школьники боятся, что они будут отличаться от других детей, потому что с их телом не все в порядке.
Чем больше у детей информации, тем меньше они боятся больницы. Расскажите ребенку, что операцию будут проводить на определенном участке тела. Если возможно, заранее скажите о будущем шраме, шее или бандаже.
Исследования показали, что дети от семи лет и старше получают пользу от предварительной подготовки к госпитализа¬ции, а с младшими детьми, наоборот, нужно проводить ее непосредственно перед самой операцией. Чем больше информации у ребенка, тем меньше он будет испуган.
Перед госпитализацией детям полезно знать некоторые методы релаксации и направленного воображения, которые снима¬ют мышечное напряжение и волнение, и, таким образом, уменьшают боль и возможность осложнений. Хорошо, если ребенок научится выполнять эти упражнения дома.
Примечание: возможно, лучше всего подойдут упражнения на дыхание, так как подвижность тела в больнице может быть ограничена.

2.Глубокое дыхание.

Любой родитель, который пытался успокоить плачущего ребенка, замечал связь между дыханием и эмоциями. Мы говорим: «Дыши глубже», и когда ребенок это делает, его возбуждение исчезает. И наоборот, если приласкать хнычущего ребенка, который прерывисто дышит, его дыхание становится спокойнее.
«Когда нарушается дыхание, волнуется душа.
Когда дыхание успокаивается, и душа обретает покой».
(Индийская мудрость).

Упражнение «Глубокое дыхание». Время: 2-3 мин. Возраст: 5-12 лет. Цель: Регуляция вегетативной нервной системы. Расслабление. Сосредоточение и осознание своих ощущений.

  1. Сядь в кресло, спина прямая и расслабленная.
  2. Положи руки на грудь, так, чтобы средние пальцы касались друг друга в центре груди. Дыши ровно.
  3. Отметь, в какой момент соединенные средние пальцы рук начнут расходиться. Усиль это движение, вдыхая более глубоко.
  4. Маленькие дети могут представить это движение как поток воздуха, наполняющего грудь при вдохе и улетающего, при выдохе.
  5. Повтори это в течение 2-х или 3-х минут.

 

Следующий вариант «глубокого дыхания» - «воздушный шарик» - особенно полезен для взволнованного или плачущего ребенка.

Упражнение «Воздушный шарик». Время: 0,5-1 мин. Возраст: 3-5 лет.
Цель: Показать, что дыхание является способом релаксации и обретения спокойствия. Научить «вдыхать и выдыхать».

  1. Представь, что в твоей груди находится воздушный шарик. Вдыхая через нос, до отказа заполни легкие воздухом. Выдыхая ртом, почувствуй, как он выходит из легких.
  2. Не торопясь, повтори. Дыши и представляй, как шарик наполняется воздухом и становится все больше и больше.
  3. Медленно выдохни ртом, как будто воздух тихонько выходит из шарика.
  4. Сделай паузу и сосчитай до 5.
  5. Снова вдохни и наполни легкие воздухом. Задержи его, считая до 3, представляя, что каждое легкое - надутый шарик.
  6. Выдохни. Почувствуй, как теплый воздух проходит через легкие, горло, рот.
  7. Повтори 3 раза, вдыхая и выдыхая воздух, представляя, что каждое легкое - надутый шарик, из которого выходит воздух, когда ты выдыхаешь.
  8. Остановись и почувствуй, что ты полон энергии, а все напряжение пропало.

«Воздушный шарик» - замечательное упражнение для маленьких детей. Старшим детям больше подойдет упражнение «лифт». Его можно выполнять в любое время. Дыхание успокаивает нервную систему и гасит эмоции. Когда мы глубоко дышим, то избавляемся от тревожных мыслей и ощущаем, что можем контролировать свои мысли, а не подчиняться им.

Упражнение «Лифт». Время: 1 мин. Возраст: 6-11 лет.
Цель: Совершенствование мастерства, достигнутого в «воздушном шарике». Расслабление и регулирование нервной системы.

  1. Дети учатся выделять три участка: голову, грудь и живот, задерживая дыхание на б, 8 или 12 секунд в каждом из них.
  2. Сделав вдох носом, ты начинаешь поездку на лифте. Выдыхая, почувствуй, как воздух начинает свой путь от подвала (живота).
  3. Снова вдохни - воздух поднимается на один этаж выше (желудок). Выдохни.
  4. Вдохни еще раз и подними лифт на следующий этаж (грудь). Выдохни.
  5. А сейчас можно отправиться на чердак, вверх по горлу, к щекам и лбу. Почувствуй, как воздух наполняет голову. Когда выдохнешь, ты ощутишь, что напряжение и волнение вышли из твоего тела, словно из двери лифта.

 

3.Воображение.

«Взгляни на движение звезд, как будто ты движешься вместе с ними.
Замерев, наблюдай постоянно меняющийся танец частиц».
Марк Аврелий
Волшебные путешествия - медитация направленного воображения, - эти путешествия предлагают «запасной выход» для снятия стрессового состояния и восстановления энергии. Можно, благодаря этому, отвлечься, но не для того, что бы избавиться от выполнения задания или посещения врача. Наш опыт работы показывает, что обсуждение проблемы с маленькими детьми не всегда приносит результаты. А волшебные путешествия позволяют ребенку изучить свои чувства и освободиться от их давления.
Волшебные путешествия можно совершать, находясь дома или в школе. После них хорошо заниматься рисованием и письмом.

Упражнение «Путешествие в волшебный лес» Время 3 минуты.Возраст 6-8 лет Цель: Ощущение покоя, снятие волнения, решение проблем, обретение собственного места в прекрасном лесу.

  1. Сядь удобно. Можешь закрыть глаза. Ты видишь лес, деревья, кустарник и всевозможные цветы. В самой чаще стоит белая скамейка. Присядь на нее.
  2. Прислушайся к звукам и насладись ароматами вокруг тебя. Пахнет влажная земля. Ветер доносит запах сосен. Ты слышишь пение птиц, шорохи трав.
  3. Представь, что сказочные персонажи, обитающие в лесу, пришли на помощь к тебе. Они рассказывают свои секреты, помогают разгадать загадки или смешат тебя. Подружись с ними.
  4. Как ты себя чувствуешь? Тебя ждет долгая дорога домой из твоего сказочного леса. Ты идешь, смотришь вокруг и разговариваешь со своими новыми друзьями. Послушай их советы, они помогут тебе справиться с тем, что у тебя не получается.

Австралийский психолог Дорис Бретт предлагает в работе с детьми использовать сказки. Ребенку рассказываются истории, в которых действует герой или героиня, наделенные характерными чертами этого ребенка, и которые сталкиваются с теми же проблемами что и этот ребенок. В этих историях герой или героиня находят пути и способы понимания и разрешения своих трудностей. Рассказы могут включать, помимо главных героев, волшебные, фантастические персонажи. Важно, чтобы ситуация главного героя напоминала ситуацию данного ребенка.

 

Рассказ "подгоняется" под личность ребенка: похожая ситуация, похожее имя, возраст, дом, семья, друзья. Все должно напоминать ребенку о нем самом, но не указывать прямо на него. Часто, когда заводится разговор о самом ребенке, он замыкается, уходит от разговора. А слушать историю - совсем другое дело. Таким образом, создается «зона безопасности» -ребенку не читают наставлений, не обвиняют его, ничего у него не выпытывают. Он просто слушает рассказ о таком же, как он, ребенке и узнает что-то новое, полезное, что-то сопоставляет без неприятных психологических последствий.

Преимущество методики Д. Бретт заключается в том, что рассказы позволяют детям накопить необходимый для перемен опыт. Конкретный опыт, непосредственные переживания оказывают на детей гораздо большее влияние, чем "словесные поучения".

Слушая эти рассказы и сказки, дети невольно находят в них отголоски своей собственной жизни. Они стремятся воспользоваться примером положительного героя в борьбе со своими страхами и проблемами. Рассказы и сказки вселяют в ребенка надежду. В заключение.
Иногда человеку, отчаявшемуся или уставшему от непреодолимых трудностей, достаточно увидеть в глазах прохожего понимающий взгляд или услышать слова поддержки, и тут же появляется новый заряд энергии и снова есть силы идти дальше. Хочется верить, что на страницах этой брошюры мы смогли выразить свою поддержку и понимание. Уникальность каждой судьбы бесспорна, так же как и уникальность переживаний. Каждая семья имеет свой опыт и свою историю. Но всех объединяет невероятное мужество и самопожертвование. Материнство и отцовство - самые почетные звания для человека. Быть родителями детей с проблемами здоровья труднее, как физически, так и психологически, а значит - достойно величайшего уважения!

Специалисты нашего Центра всегда готовы оказать помощь и поддержку, если Вы чувствуете, что таковая Вам нужна.
Использованная литература:

  1. Черепанова Е.М. Психологический стресс: Помоги себе и ребенку: - 2-е изд. - М.: Издательский центр «Академия», 1997. - 96 с.
  2. Краузе М.П. Дети с нарушениями развития: психологическая помощь родителям: - М.: Издательский центр «Академия», 2006. - 208 с.
  3. Шелдон Левис, Шейла Левис. Ребенок и стресс: «Сам себе психолог» - СПб: Питер Пресс, 1996. - 208 с.
 
 

Опрос фармацевтических работников

В данном разделе провизоры и фармацевты участвуют в Конкурсе. Доступ без наличия фармобразования закрыт.



Каждый пользователь после регистрации и заполнения данных проходит верификацию. Доступ к публикациям и анкетированию получают только пользователи, которые прошли верификацию и подтвердили, что являются профессионалами фармацевтической индустрии.