Первый этап наших работ по государственному контракту с Департаментом социальной защиты населения города Москвы завершен. Мы провели первую часть постоянно действующего семинара «Школа для родителей: дети-инвалиды – восстановление социального статуса особенного ребенка» и подготовили две брошюры «Роль родителей в восстановлении социального статуса особенного ребенка» и «Диалог с миром (интеграция в общество особенного ребенка: совместная работа логопеда и родителей)».
Старт работ по Государственному контракту №662 от 21.06.2011 был дан в июне 2011 г. В задании Департамента социальной защиты населения предусмотрено оказание силами РООИ «Здоровье человека» дополнительных реабилитационных услуг по психолого-педагогической поддержке детей-инвалидов и детей с ограничениями жизнедеятельности и членов их семей в трех административных округах столицы – СВАО, САО и ЮВАО.
За три месяца психологи и логопеды РООИ «Здоровье человека» провели в рамках «Школы для родителей: дети-инвалиды – восстановление социального статуса особенного ребенка» 32 лекции для родителей в 8 Центрах социального обслуживания населения в районах Москвы: Коптево, Головинский, Войковский, Левобережный, Бабушкинский, Отрадное, Люблино, Жулебино. Темы лекций были самые разнообразные, но все, по словам слушателей, очень нужные. На лекциях побывало 80 родителей детей-инвалидов.
Темы лекций:
Помощь в осознании родителями особенностей ребенка-инвалида и его проблем;
Методы и приемы снятия психоэмоционального напряжения у детей с особыми потребностями;
Методы и приемы повышения самооценки детей с особыми потребностями;
Проблемы в речевом общении особенного ребенка;
Закрепление произношения звуков в повседневной речи;
Артикуляционная гимнастика, как основа правильного произношения;
Сформирован лекторский состав из наших лучших специалистов, куда входят три психолога, один логопед и один логопед-дефектолог.Вместе с лекциями наши специалисты провели занятия в интегрированных обучающих группах для детей-инвалидов, их родителей, а так же членов их семей. Было проведено 16 занятий в указанных 8-ми Центрах социального обслуживания населения города Москвы.
На занятиях дети-инвалиды вместе с родителями с удовольствием выполняли упражнения и играли в игры для снятия психоэмоционального напряжения у детей с особыми потребностями, проводили тренинговые занятия по отработке стиля детско-родительского взаимодействия, направленного на повышение самооценки особенного ребенка, делали упражнения для закрепления произношения звуков и для развития устной и письменной речи. Большой интерес вызвала пальчиковая гимнастика, направленная на речевое развитие ребенка.
Психологи и логопеды-дефектологи провели и индивидуальные занятия с детьми-инвалидами разных возрастных групп, в том числе с родителями (членами семьи) детей-инвалидов, в Детском Консультативно-Диагностическом Медицинском центре «Здоровье человека». Было проведено 100 таких занятий, в них приняло участие 20 детей-инвалидов.Все лекции и занятия – как в интегрированных группах, так и индивидуальные, - были обеспечены информационно-справочными материалами и письменными принадлежностями.
Специально для тренингов с детьми-инвалидами и их родителями (или с членами семей) были разработаны и изданы две брошюры: «Роль родителей в восстановлении социального статуса особенного ребенка» и «Диалог с миром (интеграция в общество особенного ребенка: совместная работа логопеда и родителей)». Тираж этих методических пособий небольшой, всего по 100 штук каждое.
Следующий этап предусматривает продолжение программы. Будут проводиться лекции и занятия в интегрированных группах, и значительно увеличится объем индивидуальной работы с детьми-инвалидами. Таким образом, 80 семей административных округов Москвы СВАО, САО и ЮВАО, имеющие детей-инвалидов и детей с ограничениями жизнедеятельности, получат необходимую психолого-педагогическую поддержку и дополнительные реабилитационные услуги. Программа «Особенный ребенок» будет действовать до конца 2011 года.
|