Новые работы РООИ «Здоровье человека» по государственному контракту с Департаментом социальной защиты населения города Москвы стартовали в июне 2012 года. Это продолжение нашей программы «Особенный ребенок», которая проводится с 2007 г. в рамках государственного заказа. Занятия начались в ЦСО «Жулебино», «Левобережный», «Бабушкинский», «Люблино». Впереди еще четыре района Москвы.
Программа «Особенный ребенок» разработана медицинскими специалистами РООИ «Здоровье человека» и выполняется в рамках реализации п. 3.2 мероприятий подпрограммы «Социальная интеграция инвалидов и формирование безбарьерной среды для инвалидов и других маломобильных групп населения» Государственной программы «Социальная поддержка жителей города Москвы на 2012-2016 годы», утвержденной постановлением Правительства Москвы от 06.09.2011 № 420-ПП. У программы «Особенный ребенок» есть государственный заказчик – Департамент социальной защиты населения (ДСЗН) города Москвы. Государственный контакт на оказание услуг между РООИ «Здоровье человека» и ДСЗН с июня по декабрь 2012 года предусматривает оказание дополнительных реабилитационных услуг по психолого-педагогической поддержке детей-инвалидов и детей с ограничениями жизнедеятельности, а также психологической поддержке членов их семей в восьми районах столицы. Общее количество участников – 80 семей, воспитывающих детей-инвалидов.
Для реализации проекта на первом этапе сформирована команда из 3-х квалифицированных специалистов-психологов, сотрудников Детского Консультативно-Диагностического Медицинского Центра «Здоровье человека». Разработана программа постоянно действующего семинара для родителей, воспитывающих детей-инвалидов «Школа для родителей: семья как реабилитационная среда для ребенка-инвалида». Семинар включает лекционные занятия для родителей (членов семей) детей-инвалидов и практические занятия в интегрированных группах детей-инвалидов совместно с их родителями (членами их семей).
На лекционных занятиях родители приобретают знания о том, какое влияние оказывает семья на формирование личности ребенка с особыми потребностями, какими возможностями обладает семья для организации помощи ребенку с ограничениями жизнедеятельности. Регламент каждого занятия не менее полутора часов.
Тематика лекционных занятий:
- Психология семьи (семейное взаимодействие, жизнь семейной системы);
- Особенности семьи с «особым» ребенком;
- Особенности формирования личности ребенка с ограничениями жизнедеятельности;
- Роль семьи в полноценной социализации ребенка с особыми потребностями;
- Особенности социально-бытовой адаптации ребенка с ограничениями жизнедеятельности;
- Внутрисемейный режим как необходимый фактор реабилитационной среды для ребенка с особыми потребностями здоровья;
- Стили воспитания и их роль в формировании личностных особенностей у детей с особыми потребностями здоровья;
- Профилактика негативных эмоциональных состояний у членов семей с ребенком с особыми потребностями здоровья.
Занятия в интегрированных группах направлены на формирование представления о ведущей роли семьи в процессе оказания помощи ребенку инвалиду, путем правильного понимания потребностей развивающейся личности и организации наиболее эффективных условий для бытовой и социальной адаптации ребенка с ограничениями жизнедеятельности. Каждое занятие занимает не менее одного часа.
Практические занятия в интегрированных группах посвящены следующим темам:
- Упражнения и игры, направленные на формирование позитивного детско-родительского взаимодействия (контакт родителя и ребенка);
- Упражнения и игры, направленные на формирование навыков самообслуживания у детей;
- Упражнения и сюжетные игры, направленные на формирование поло-ролевых установок у детей;
- Упражнения для снятия негативных эмоциональных состояний у детей-инвалидов и членов их семей.
Наряду с постоянно действующим семинаром «Школа для родителей: семья как реабилитационная среда для ребенка-инвалида», в рамках программы «Особенный ребенок» проводятся также индивидуальные занятия с детьми-инвалидами. Индивидуальные занятия направлены на развитие навыков понимания окружающего социума, повышение самооценки ребенка, а так же на построение продуктивных детско-родительских взаимоотношений в семье.
В настоящий момент программа запланирована к реализации в 8-ми районах города Москвы – Коптево, Войковский, Левобережный, Головинский, Бабушкинский, Отрадное, Люблино и Жулебино. Все занятия по программе проводятся на базе Центров социального обслуживания населения этих районов, и с каждым у РООИ «Здоровье человека» заключен договор о совместной благотворительной деятельности. Индивидуальные занятия с детьми проводятся в Детском Консультативно-Диагностическом Медицинском Центре (ДКДМЦ) «Здоровье человека».
Первые лекции, занятия в интегрированных группах и индивидуальные занятия прошли в июне в четырех ЦСО – «Бабушкинский», «Жулебино», «Левобережный» и «Люблино». Занятия проводили психологи ДКДМЦ «Здоровье человека» Ольга Черникова, Светлана Максимова и Роза Власова. Особый интерес вызывали практические занятия в интегрированных группах – упражнения и игры, которые проводились сразу после лекции. Родители вместе с детьми имели возможность тут же на практике использовать полученные знания. Дети с увлечением рисовали свои места отдыха, как они ходили в лес и другие тематические задания ведущего. Родители и дети вместе осваивали новые виды коммуникации – общение без слов, только знаками или с помощью картинок. Результаты превосходили все ожидания, и родительский контакт с особенным ребенком получал новое развитие и активный импульс.
Фоторепортаж из ЦСО «Жулебино», лекции и занятия в интегрированной группе проводит психолог Максимова С.Ф.:
Фоторепортаж из ЦСО «Левобережный», индивидуальные занятия проводит психолог Черникова О.А.:
Фоторепортаж из ЦСО «Бабушкинский», индивидуальные занятия проводит психолог Черникова О.А.:
Фоторепортаж из ЦСО «Люблино», лекции и занятия в интегрированной группе проводит психолог Максимова С.Ф.:
|