Реализация социально-значимых программ:
Школа здоровья «Информационно-образовательная программа по профилактике заболеваний пожилого возраста, поддержке здорового образа жизни среди инвалидов и пенсионеров «Школа здоровья»
Цель Программы:
Повышение качества жизни пожилых людей и людей с ограничениями жизнедеятельности путем вовлечения их в работу информационно-просветительской программы «Школа здоровья» на почве интересов сохранения собственного здоровья, повышения медицинской грамотности, борьбы с заболеваниями, поддержания здорового образа жизни участников на базе учреждений социальной защиты населения г. Москвы.
На первом этапе Программа получила поддержку Комитета общественных связей г. Москвы в 2006-2009 гг. В 2009 г. Программа была включена в Постановление правительства Москвы №191-ПП от 3 ноября 2019 г. «О комплексе мер по обеспечению государственной поддержки развития просветительской деятельности в Москве на 2009-2012 гг. (№4.8.10). Приказом ДСЗН г. Москвы №1718 от 29.12.2011 РООИ «Здоровье человека» включена в Перечень благотворительных, общественных, некоммерческих организаций, участвующих в реализации мероприятий Государственной программы «Социальная поддержка жителей Москвы на 2012-2016 гг.» по выполнению информационно-образовательной Программы по профилактике заболеваний людей старшего возраста, поддержке здорового образа среди инвалидов и пенсионеров «Школа здоровья». Постановлением Правительства Москвы № 420-ПП от 06.09.2011г. в редакции от 2016 г. указанная Государственная программа была продлена до 2018 г. Программа с 2013 г. устойчиво реализуется за счет собственных и привлеченных средств.
Задачи, решаемые в Программе:
1. Подготовка цикла лекций «Школы здоровья» для пожилых людей по диагностике, профилактике и лечению заболеваний, характерных для пожилого возраста: «Стрессоустойчивость в современном мире», «Профилактика хронических неврологических заболеваний», «Нарушения памяти в пожилом возрасте», «Заболевания пищеварительной системы. Заболевания желудочно-кишечного тракта», «Заболевания органов дыхания», «Остеопороз и другие заболевания опорно-двигательной системы», «Лечение и профилактика сахарного диабета», «Профилактика Гриппа и ОРЗ», «Заболевания щитовидной железы».
2. Издание буклетов для пожилых людей по тематике лекций «Школы здоровья» (не менее 10 000 шт.) для раздачи на занятиях «Школы здоровья».
3. Ежемесячное формирование и согласование расписания по тематике, дате и времени проведения лекционных занятий «Школы здоровья» в учреждениях социальной защиты населения г. Москвы – Государственных бюджетных учреждениях (ГБУ) г. Москвы Территориальных центрах социального обслуживания (ТЦСО) и их филиалах – в 90 учреждениях, не менее 30 лекций в месяц.
4. Чтение лекций с проведением «круглых столов» «Школы здоровья» в ГБУ ТЦСО и их филиалах для более чем 10 000 участников.
5. Ежемесячное информирование о плане лекционных занятий в ГБУ ТЦСО и их филиалах на сайте www.humanhealth.ru
6. Проведение опросов участников «Школы здоровья» для выявления интересующей их тематики лекций и удовлетворенности занятиями, а также для оценки полезности полученных знаний в «Школе здоровья».
7. Подготовка отчета с рекомендациями по распространению опыта работы с пожилыми людьми в формате «Школы здоровья».
Механизм реализации:
Стратегия реализации программы «Школа здоровья» основана на методах социальной, психологической и педагогической работы с пожилыми людьми.
1. Внедрение социальных, психологических и образовательных программ для пожилых людей дает им возможность возродить и поддерживать веру в себя и свою значимость для социума. Пожилые люди, которые участвуют в таких программах, становятся все более социально активными: начинают посещать театр, консерваторию, музеи и выставочные залы, становятся психологически намного устойчивее к современным социально-экономическим стрессам, и в меньшей степени подвержены депрессиям, чем их сверстники, которые равнодушны к активной социальной жизни. Можно предположить, что социальные интересы, входя в структуру личности пожилого человека, образуют устойчивую мотивацию, которая не изменяется с возрастным кризисом и не подвержена динамике при потере статуса, сужении круга общения и других негативных проявлениях, характерных для старения. Активное поведение формирует стиль жизни пожилого человека, который придает устойчивость адаптационному процессу его в социуме в целом.
2. Специфика работы с пожилыми людьми включает специальное обучение на интерактивных лекциях, которое позволяет сформировать необходимые для новых занятий навыки и умения даже в преклонном возрасте. Это обучение основано на концепции непрерывного образования, исходящей из того, что учение является нормальной и необходимой для человека деятельностью во все периоды его жизни. Она подразумевает возможность в любом возрасте обновлять, дополнять и применять ранее приобретенные знания и умения, постоянно расширять свой кругозор, повышать культуру, развивать способности, получать новые навыки и совершенствоваться в них.
3. Использование специфичной методологии в геронтопсихологической практике связано с отходом в последний период от такой модели старения, согласно которой этот процесс характеризуется общим снижением интеллектуальных и эмоциональных возможностей. В настоящее время практика исходит из положения о том, что поведение человека пожилого возраста определяется не столько объективными моментами ситуации, сколько формой и характером их субъективного переживания. Специфичным в использовании интерактивных программ является принцип активации и реактивации ресурсов пожилого человека, так как невостребованные функции угасают.
Применяющиеся методики:
Занятия в группах:
1. Групповые занятия, включающие советы по основам психосоматической саморегуляции в пожилом возрасте.
2. Групповые занятия, включающие рекомендации по психологическому принятию изменений (ослабления) здоровья с возрастом, и адаптация к этим изменениям.
3. Групповые занятия по профилактике возрастных заболеваний, связанных с образом жизни (стресс, привычки питания, гиподинамия).
4. Рекомендации по работе с эмоциями с помощью методов арт-терапии (изотерапии, музыкотерапии). Обсуждение на групповых занятиях тем: "Эмоции, стресс и арт-терапия", «Типы и формы стресса, его влияние на организм человека».
5. Рекомендации по гармонизации духовных, психических, телесных структур пожилого человека через творчество и синтез различных видов искусств, использующихся в качестве хобби (шитье, вязание, вышивка, оригами, танцы, хоровое пение и др.).
Руководитель программы

Дёмина Анна Юрьевна , врач-терапевт
Образование
- Лечебный факультет Российского Государственного Медицинского Университета (в 2008 г.)
- Интернатура по специальности «Терапия»
- Повышение квалификации по темам: «Диагностика и лечение болезней суставов» и «Современные возможности диагностики, лечения и мониторирования остеопороза»
- Профессиональная переподготовка по специальности: «Функциональная диагностика», «Организация здравоохранения".
- С 2012 г. по 2019 гг. работала специалистом по остеопорозу в Медицинском центре «Здоровье человека»
- Координатор и исполнитель по социально значимым программам благотворительной направленности РООИ «Здоровье человека» с 2013 г.
- С 2019 г. является руководителем отдела по работе с инвалидами.
В 2021 г. были проведены следующие мероприятия в онлайн формате и очно:
Темы лекций
|
Кол-во лекций
|
Кол-во чел.
|
1
|
Профилактика остеопороза.
|
6
|
120
|
2
|
Нарушение памяти в пожилом возрасте
|
3
|
75
|
3
|
Заболевания дыхательной системы
|
6
|
124
|
4
|
Заболевания щитовидной железы
|
2
|
40
|
5
|
Головные боли.лечение и профилактика
|
5
|
133
|
6
|
Мочекаменная болезнь
|
4
|
75
|
7
|
Стрессоустойчивость в современном мире
|
3
|
69
|
8
|
Профилактика инсультов
|
4
|
99
|
9
|
Тревога и методы ее преодоления
|
2
|
50
|
10
|
Профилактика хронических неврологических заболеваний
|
8
|
154
|
11
|
Профилактика ГРИППа и ОРЗ
|
2
|
60
|
12
|
ЗОЖ в старшем возрасте
|
3
|
90
|
13
|
Женское здоровье в старшем возрасте
|
2
|
42
|
14
|
Психологические лекции
|
6
|
197
|
|
ИТОГО:
|
45
|
1205
|
Команда врачей- лекторов РООИ «Здоровье человека»:
- врач-пульмонолог, нефролог - профессор, д.м.н. Попова Е.Н.
- врачи-неврологи - к.м.н Локшина А.Б., к.м.н. Мельников М.В.
- врач-психотерапевт - к.м.н. Матвиевская О.В.
- врач-терапевт - Дёмина А.Ю.
- врач-гастроэнтеролог - Леонова В.И.
- врач-эндокринолог – к.м.н. Макарова С.А.
- психолог - Иванова С.Ф.
- врач-гинеколог -Тихоновская И.В.
В 2021 году занятия, в связи с пандемией, проводились в формате онлайн-лекций и частично продолжились очно только с октября.
В связи с запросами слушателей в 2021 году появились новые лекции, такие как:
- "Депрессия. Виды, практические советы по лечению и профилактике»
- "Бессонница. Сложности диагностики и принципы лечения"
- "Тревога и методы ее преодоления. Практические упражнения"
- "Стрессоустойчивость в современном мире"
- "Нарушение сна в пожилом возрасте"
- "Головные боли и головокружения. Методы и способы диагностики и лечения"
Такой формат с обратной связью помог слушателям программы получать полезную информацию и консультации специалистов по вопросам сохранения здоровья и поддержания здорового образа жизни в всех сферах
В связи с пандемией КОВИД-19 количество очных лекций было значительно сокращено и перенесено в онлайн-режим.
Всего в 2021 году было проведено 45 мероприятий. В лекционных мероприятиях приняли участие 1205 человек в онлайн формате.
Реализация проекта осуществлялась только из собственных средств организации.
ФОТООТЧЕТ
«Информационно-образовательная программа по профилактике заболеваний пожилого возраста, поддержке здорового образа жизни среди инвалидов и пенсионеров «Школа здоровья»

|